Битлз в советских периодических печатных изданиях 1968 года
Битлз в советских печатных изданиях

Последнее обновление 12 ноября 2015 года


Вальтер Оякяэр
НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ БИТЛЫ СТАЛИ ЗНАМЕНИТЫ ВО ВСЁМ МИРЕ?
журнал Пионер, Таллин, 1968, № 1 (303), январь, стр. 20-21, ил., на эстонском языке.


Оригинальное название статьи, опубликованной в эстонском журнале Pioneer, – EI TEA, MISPÄRAST BIITLID ÜLE MAAILMA KUULSAKS SAID?, автор – Valter Ojakäär. Напечатана она в рубрике "POISID OMAVAHEL", что можно перевести как "МАЛЬЧИШКИ – МЕЖДУ СОБОЙ".
В статье говорится, что до появления имени "Битлз" музыканты использовали название "The Cavern Men", что означает "Обитатели пещеры". Видимо, имеется в виду название "The Quarrymen". В своё время оно появилось из-за того, что Джон Леннон и один из тогдашних участников группы учились в школе, которая называлась "Quarry Bank Grammar School".
В эстоноязычном тексте статьи имена битлов и их менеджера указаны в оригинальном англоязычном написании.


Вальтер Оякяэр. Непонятно, почему Битлы стали знамениты во всём мире? Журнал Пионер (Таллин) № 1 (303) за январь 1968 года - стр. 20 Вальтер Оякяэр. Непонятно, почему Битлы стали знамениты во всём мире? Журнал Пионер (Таллин) № 1 (303) за январь 1968 года - стр. 21


Страницы 20-21
[Для увеличения статьи, кликните на изображение, затем на синий квадрат в правом нижнем углу]


На русском языке текст статьи представлен ниже.


НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ БИТЛЫ СТАЛИ ЗНАМЕНИТЫ ВО ВСЁМ МИРЕ?


Мой путь на работу и обратно домой пролегал мимо одного школьного здания. Иногда через его открытые окна были слышны громкая музыка и песни. Это не те мелодии и песни, которые разучивают на уроках – здесь звенят гитары и гремит барабан так, что в ближайших домах дребезжат стёкла. Обычно про такую музыку говорят, что это музыка битлов, хотя в программах радио, телевидения, в газетах и на афишах написано: „Выступает ансамбль гитаристов”.
Возможно, и в вашей школе есть ансамбль такого типа. И обязательно у него есть и горячие поклонники, и противники.
Поклонники и противники есть и у настоящих битлов, которые проживают в Англии и которые в течение последних четырёх-пяти лет завоевали повсеместную известность своими песнями. Были те, кто утверждал, что только теперь в мире появилась настоящая музыка, и ничего лучшего уже не будет. Были и те, кто предсказывал, что через пару лет никто уже и не вспомнит, кто же такие были эти битлы.
Сейчас битлы, на самом деле, не самые популярные исполнители в своей музыкальной лиге, но, несмотря на это, их конкуренты ещё недалеко ушли вперёд. И так как их музыка годами звучала по радио и у всех на слуху, хочется узнать, кто они такие и как они достигли такого большого успеха.
Прошло уже больше десяти лет с тех пор, как в одном из пригородов Ливерпуля начали играть вместе четыре парня. Поначалу занимались они этим ради собственного удовольствия, позже, однако, когда опыта прибавилось, увлечение превратилось в способ зарабатывания денег. Ребята отправились в дешёвые клубы играть на танцах. Поскольку почти все клубы такого типа находились в подвальных помещениях, парни назвали свой ансамбль „The Cavern Men”, что в переводе означает „обитатели пещеры”. Самым популярным танцем в то время был ещё „rock and roll”, который и приходилось в основном исполнять. В те времена они были 15-17-летними.
В 1959 году им удалось подписать договор с владельцем ресторана в Гамбурге, поэтому они временно переехали из Англии в Западную Германию. Чтобы чем-то выделиться среди конкурентов и, так сказать, создать „своё лицо”, они решили поразить слушателей, прежде всего, своим внешним видом. Для этого они отрастили себе очень длинные патлы, что, естественно, не могло остаться незамеченным на фоне обыкновенных причёсок. Ансамблю дали новое название. К слову „beat” (что означает „удар”, а в музыке также – однотактное деление) были добавлены три буквы. Получили название – „beatles” – что по-английски звучит также как „beetles”, что означает „жуки”.
Потихоньку ансамбль стал набирать популярность, особенно, когда они вернулись в Англию и подписали контракт с искусным менеджером Брайаном Эпстайном, который стал заниматься поиском работы и рекламой для ансамбля. В качестве вознаграждения за работу он закрепил за собой львиную долю их будущих заработков – 25 процентов. Остаток делился поровну между членами ансамбля, и нетрудно подсчитать, что каждый участник получал, таким образом, 18,75 процента от всего дохода.
В этом месте как раз самое время представить этих четырёх певцов-музыкантов. На соло-гитаре играет самый молодой – в данный момент 24-летний Джордж Харрисон, на ритм-гитаре – 27-летний Джон Леннон, на бас-гитаре – 25-летний Пол Маккартни и на барабанах стучит 27-летний Ринго Старр (настоящее имя Ричард Старки). Авторами почти всех песен ансамбля являются Джон Леннон и Пол Маккартни.
Когда ансамбль „The Beatles” завоевал огромную популярность, начиная с 1962 года, а ни одна звезда музыки, кинематографа или спорта ничего аналогичного не достигала среди молодёжи Запада, стал часто задаваться вопрос, а что по-настоящему является причиной этого феномена. Неужели только обожание музыки заставило тысячи молодых людей посещать их концерты?
В действительности, битлы привнесли новый звук в поп-музыку (так называют развлекательную и танцевальную музыку в англоговорящих странах). Этот звук – трёх электрогитар и максимально усиленных барабанов – получил название от города, откуда они родом, и от реки, которая по нему протекает, – „Liverpool sound” или „Mersey sound” („sound” означает по-английски „звук”). Другим их музыкальным нововведением было то, что песни пелись вчетвером, но, в основном, всё-таки в один голос. Это было чем-то иным, по сравнению с ранее господствующим сольным пением, и отличалось при этом от ансамблевого пения тех времён. Своеобразной была и гармония песен битлов: они стали использовать в аранжировках своих песен неожиданные аккорды, ранее неиспользовавшиеся в танцевальной музыке. Да и содержание их песен было зачастую более свежим и остроумным по сравнению с обычными, заезженными шлягерами. Временами в мелодиях битлов можно было уловить черты английской народной музыки, а их сильный ланкаширский диалект не оставлял сомнений в том, что речь идёт о простых парнях из одного из самых больших индустриальных районов Англии. Вполне естественно, что битлы немножко льстили и национальной гордости английской молодёжи – до этого в лёгкой музыке царили певцы и песни американского происхождения.
Удивительно, но одним из наиболее привлекательных трюков битлов стали их длинные причёски, которые сразу же стали объектом подражания, как на сцене – со стороны конкурентов, так и в зале – среди публики. Доходящие до воротника волосы стали чем-то вроде символа протеста у части английской молодёжи, которая, хоть и в такой малозначимой форме, выражала свою смелость жить иначе, чем старшее поколение, которое, в свою очередь, осуждало битлов с их музыкой и причёсками. Каждое новое поколение хочет жить иначе, по сравнению с тем, как жили раньше. Это желание часто встречает сопротивление со стороны родителей, которое иногда обосновано, а иногда просто исходит из недоверия к новому жизненному явлению. В Англии, на родине битлов, есть много сложностей во взаимоотношениях старых и молодых, и это происходит именно потому, что всё тамошнее общество переживает тяжёлые времена, ощущая неуверенность в будущем. Бывшая богатая колониальная держава, добывавшая свои богатства в теперь уже потерянных заморских колониях, медленно, но верно скатывается вниз, и это особенно остро ощущается в рабочих семьях, откуда родом и битлы. Наверное, нашей молодёжи трудно представить ситуацию, где хорошее образование получают только те, чьи родители в состоянии его оплатить, или то, что, получив образование, трудно найти работу по специальности, или то, что серьёзное заболевание одного из членов семьи может поставить всю семью на грань нищеты, или же то, что в учебных заведениях используются до сих пор физические наказания. Эти и многие другие явления вызывали злость и неповиновение, что выражалось криками на концертах, длинными причёсками и ношением бросающихся в глаза нарядов. Битлы стали кумирами тысяч парней и девушек Англии (а в дальнейшем, и других стран), шумными выразителями этого неопределённого протеста, выросшего в вышеописанной атмосфере недостатка и отсутствия добродетельности.
Подражанию подверглись не только причёски и одежды битлов. Появились также тысячи ансамблей, которые пытались звучать исключительно как этот наиболее популярный ансамбль. Это было бы невозможно, если бы битлы играли на рояле, скрипке, трубе, кларнете или на любом другом инструменте, обучение игре на котором занимает годы. На гитаре, однако, талантливый парень мог начать играть в рамках довольно простоватой музыки битлов уже в течение нескольких месяцев. Таким образом, расширялся не только круг слушателей, но и исполнителей этой музыки.
Не стало большой неожиданностью и то, что у нас появилось большое количество ансамблей такого типа. Большинство всё же пытается подражать именно этим, настоящим битлам. У кого-то это получается лучше, а у кого-то хуже. Когда их музыку слушают и под неё танцуют, то это только на пользу. Особенно приятное впечатление вызывают такие гитарные ансамбли, которые на заимствованной у битлов основе, выстроили свой собственный музыкальный дом, используя нашу народную музыку, народные мотивы и тексты, а также создавая свои собственные песни, многие из которых получились очень даже удачными. Возможно, мне и не удалось услышать всех наших самых лучших ансамблей гитаристов, но из тех, кого я знаю, мне более всего нравятся „Peoleo” и „Kristallid”. Кроме гитар и барабана они используют и другие инструменты, и песни у них довольно хорошие. Да только волосы у них не такие длинные, как когда-то были у настоящих битлов, но это и не важно. Главное, чтобы исполнение было хорошее!


ВАЛЬТЕР ОЯКЯЭР

(Перевод с эстонского – Юри Розенфельд
и форумчанин Леонардо с сайта beatles.ru,
в редакции Андрея Луканина)