Битлз в советских периодических печатных изданиях 1970 года
Битлз в советских печатных изданиях

Последнее обновление 19 ноября 2016 года


Юрий Николаевич Давыдов
Критика «новых левых»
журнал Вопросы литературы, 1970, № 2, февраль, стр. 68–99.


В этой статье, напечатанной под рубрикой "Проблемы теории", упоминался ансамбль "Битлз" (страница 90, последний абзац – с продолжением на странице 91):


...
...На первое место выдвигаются те виды искусства, которые – всё равно какими способами, эстетическими или нет (лучше даже неэстетическими, так как в них меньше пресловутой «идеологии»), – вызывают максимальный «экстаз» у максимального количества публики. Экстаз, свидетельствующий о том, что у людей состоялось высвобождение «революционных потенций», сдерживаемых их повседневным, то есть «отчуждённым», существованием, что произошёл очередной «акт Бунта» против всех и всяческих форм отчуждения.
Результат этого акта, в общем, имеет мало значения. Разнесут ли при этом зрительный зал или организуют демонстрацию, забросают ли исполнителей тухлыми яйцами, а вместе с ними и администрацию – это всё равно. Важно, что бунт состоялся, что в этот «насквозь отчуждённый» мир ударила молния неотчуждённого коллективного порыва. Или, если мы воспользуемся термином Бердяева (который в своём «Опыте эсхатологической метафизики» как бы предвосхитил идеологию новых левых), состоялся «прорыв» из временного – в вечное, «прыжок» из «мира дольнего» в «мир горний» (правда, новые левые сделали бы здесь небольшую поправку, сказав, вслед за Сартром, что «мир горний» равен «ничто», «небытию»). Ну, а в свете этого


стр. 90
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

искомого результата делаются несущественными, исчезают различия между одним или другим типом деяния, совершаемого, скажем, на подмостках сцены: будет ли это выступление битлов или демонстрация процесса тщательного «раскраивания» на мелкие кусочки музыкального инструмента, например – пианино. Важно одно, чтобы акт, свершаемый на подмостках (да зачем, собственно, они нужны – эти подмостки: просто в толпе), вызвал бы массовый экстаз и сам без остатка растворился бы в нём.
...

стр. 91