Битлз в советских периодических печатных изданиях 1972 года
Битлз в советских печатных изданиях

Последнее обновление 19 января 2022 года


Борис Малешевский
ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ – ЭТО НЕ ПРОСТО МОДА (перевод с болгарского)
газета За победу коммунизма, Лудза, 1972, № 141 (3852), 30 ноября, стр. 4, ил., на латышском языке.


Латвийская латышскоязычная газета За победу коммунизма (Za Pobedu Kommuņizma или Par Komunisma Uzvaru – в шапке указывали одновременно оба варианта написания по-латышски) была органом Лудзенского райкома КП Латвии и районного Совета трудящихся.
В этом номере газеты напечатали окончание статьи, которая имела заголовок GARI MATI NE TIKAI MODE VIEN. Её начало было в предыдущем выпуске, но не содержало ничего, что относилось бы к битловской теме. Во второй же части статьи битлы упоминались несколько раз. Автором публикации являлся болгарский журналист Борис Малешевский (Boriss Maleševskis по-латышски). Некоторые утверждения, изложенные репортёром, вызывают, мягко говоря, улыбку.


Борис Малешевский. Длинные волосы – это не просто мода (перевод с болгарского). Газета Par Komunisma Uzvaru (Лудза) № 141 (3852) за 30 ноября 1972 года, на латышском языке

[Для увеличения статьи, кликните на изображение, затем на синий квадрат в правом нижнем углу]


Перевод статьи на русский язык представлен ниже.


ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ – ЭТО НЕ ПРОСТО МОДА

(Окончание. Начало в номере 140)


Подпись к рисунку:
Длинноволосые в ЗАГСе:
– Скажите, кто из вас Анситис, а кто – Гриетина?

Понятно, что это произвольные и субъективные объяснения. Но есть и такие, что претендуют на научность.
Доктор-психолог Фред Браун, профессор психиатрии в больнице «Маунт Синал» в Нью-Йорке, утверждает, что мода на длинные волосы зародилась в начале 1960-х годов в лондонском районе «Сохо» среди местных гомосексуалистов. От них её переняли битлы. Именно участники этой известной эстрадной группы способствовали распространению «новой моды» в молодёжной среде.
Действительно, битлы надевали парики только во время концерта. Это делалось исключительно в рекламных целях – чтобы привлечь внимание публики, бросив вызов эстетическим вкусам, устоявшимся в обществе. Шумом, вызванным их поведением и внешним видом, битлы пытались привлечь на свои концерты больше людей.
Рекламный трюк битлов имел успех, о котором они даже не смели мечтать. Став кумирами определённой части молодёжи, они своей музыкой и сценическим поведением стали катализатором для тех, кто не мог смириться со стремлением к благополучию в буржуазном обществе. Длинные волосы стали символом недовольства существующей моралью, а иногда и символом аморфных бунтарских настроений. Такую причёску взяли на вооружение многие «ультралевые» – итальянские анархисты, голландские бунтовщики «прово», западногерманские и французские троцкисты, шведские маоисты. Причёска также стала отличительной чертой различных групп хиппи и обществ «братьев во Христе».
У некоторых западных социологов и психологов есть довольно своеобразное объяснение тому, почему мода на длинные волосы так быстро нашла столько последователей среди молодёжи. Доктор Браун пишет в «Журнале психологии», что эта мода является «научным признаком сближения между менталитетами мужчин и женщин или, другими словами, психического сближения между двумя полами».
Несомненно, «социальные и культурные факторы», вызывающие появление хиппи, хастлеров, «братьев во Христе» и им подобных, вместе с их бунтарской атрибутикой – амулетами, париками, бородами и скулами, странного цвета рубашками и брюками – чужды социалистическому обществу. Привнесённые извне, они дезориентируют и идеологически сбивают с толку молодёжь.
Поэтому вполне естественно, что наше общество отвергает эту страсть, которая является не просто модой. Более того, симптоматично, что никто, кроме телерадиокомпании «Свободная Европа», не пытается убедить нашу молодёжь в «революционном характере этой моды».


(Б. Малешевский
(Из журнала «Огни Болгарии»,
сентябрь 1972 года)


(Перевод с латышского – с помощью электронных ресурсов,
в редакции Андрея Луканина)