Битлз в советских периодических печатных изданиях 1966 года
Битлз в советских печатных изданиях

Последнее обновление 6 декабря 2022 года


Е. Гольдштейн
Таллинский фестиваль джазовой музыки
газета Литература ун Максла, Рига, 1966, № 27 (1129), 2 июля, стр. 7, на латышском языке.


Латвийская еженедельная газета Литература ун Максла (Literatūra un Māksla, что означает Литература и искусство) являлась органом печати Союза советских писателей, художников, композиторов, архитекторов и кинематографистов Латвии и выходила на латышском языке.
Оригинальное название по-латышски – Tallinas džeza mūzikas festivals, автор – E. Goldšteins. Публикация посвящена первому в СССР джазовому фестивалю, но в ней упоминается ансамбль "Битлз" (первая колонка, последний абзац – с продолжением во второй колонке, в первом и втором абзацах).


Е. Гольдштейн. Таллинский фестиваль джазовой музыки. Газета Литература ун Максла (Рига) № 27 (1129) от 2 июля 1966 года, стр. 7, на латышском языке - упоминание Битлз

[Для увеличения статьи, кликните на изображение, затем на синий квадрат в правом нижнем углу]



На русском языке текст первого и двух "битловских" абзацев статьи представлен ниже.


В Таллине прошёл фестиваль джазовой музыки. Столь масштабное мероприятие было организовано в Советском Союзе впервые. В трёхдневной концертной программе приняли участие джазовые музыканты из Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Баку, Таллина, Вильнюса и других мест, а также финские и шведские музыканты.
...
Многие меломаны иногда путают понятия – эстрадная музыка и джазовая музыка, записывая в «дикий джаз» стильный стёб, твисты и «битлов», жёстко противопоставляя любителей симфонической и камерной музыки молодёжи, увлекающейся кажущейся легкомысленной джазовой музыкой. Министерство культуры Эстонии к джазу отнеслось серьёзно, официально учредив республиканскую джазовую комиссию во главе с композитором У. Найссоо. И наши учреждения, занимающиеся культурной жизнью, могут последовать тому же примеру, используя уже существующее рижское бюро эстрады, которое до сих пор демонстрировало непонимание, если не сказать осуждение джазовой музыки.
В джазе ключевым элементом является свободная импровизация исполнителей. Уже в тридцатые годы, когда появился так называемый стиль свинга с его характерными импровизациями (Б. Гудмен, А. Шоу и др.), когда исполнительство требовало от музыканта виртуозности всё более высокого класса, были заложены зачатки чистой джазовой музыки (Modern Jazz Quartet и др.). Такие мастера как Эллингтон, Питерсон и др. заложили основу для перехода этого музыкального жанра с танцплощадок в концертные залы, формируя вкусы слушателей. Это можно было наблюдать и на таллинском фестивале, где никаких поклонников твиста и «битлов» в концертных залах («Эстония» и «Дом морских офицеров») замечено не было.
...


(Перевод с латышского – с помощью электронных ресурсов,
в редакции Андрея Луканина)