КОНКУРС СОВРЕМЕННОЙ ПЕСНИ
В начале 60-х годов некто Брайан Эпстайн, владелец магазина грампластинок в Ливерпуле, заинтересовался тем, каким спросом пользуется выпущенная в ФРГ пластинка с записью неизвестного ансамбля из его же родного города. Он удивился, когда отыскал этот ансамбль буквально по соседству, в клубе под названием «Пещера». Он прослушал несколько его выступлений, оценил исполнителей и, в конце концов, подписал с ними контракт. Участников ансамбля назвали «битлз» – «жуки-ударники».
Так началась история крупнейшего направления в современной популярной музыке. Благодаря стараниям своего импресарио Эпстайна четвёрка молодых ливерпульцев за короткий срок стала известна во всём мире. Впервые исполнители поп-музыки смогли завоевать симпатии взрослой части общества, оставив за собой и самых горячих поклонников – молодёжь. В отличие от других направлений, «ливерпульское звучание» опиралось не на современный американский ритм и блюз, а на негритянский музыкальный фольклор. Оно носило более непосредственный характер,
чем возникший из той же негритянской музыки рок-энд-ролл. Это, пожалуй, результат яркой индивидуальности четырёх молодых людей и настоящего таланта композиторов и участников ансамбля Джона Леннона и Поля Маккартни.
Бит-музыка – так назвали это новое течение – получила развитие и в нашей стране. В частности, минские зрители хорошо знакомы с вокально-инструментальным ленинградским ансамблем «Поющие Гитары», который исполняет свои произведения в стиле бит-музыки. Недавно создан подобный ансамбль и в Минске – «Тоника» под управлением Л. Молера. Кроме того существует множество непрофессиональных ансамблей, которые выступают на вечерах отдыха, в клубах учреждений и организаций. Необходимо было как-то централизовать и организовать творческий поиск этих ансамблей. Теперь трудно вспомнить, кому именно принадлежала идея проведения конкурса бит-ансамблей гор. Минска, но, во всяком случае, она возникла в редакции настенной газеты факультета автоматики и вычислительной техники Минского радиотехнического института – «Кибернетик». Ректорат дал своё согласие, и идея стала осуществляться. Был создан организационный комитет, куда вошли представители редколлегии «Кибернетика», профкома и общественности института. Оргкомитет во главе с Сергеем Морозом проделал большую работу по подготовке к фестивалю, который состоялся 12-14 апреля в актовом зале института.
В фестивале приняли участие 12 коллективов. В основном, представители многих минских ВУЗов. Другие организации города были представлены ансамблями «Зодчие», «Грифы», «Пингвины» и ансамблем под руководством Б. Гомоюнова. По единодушному решению жюри и зрителей Большой приз фестиваля – «Янтарная гитара» – был присуждён ансамблю Минского радиотехнического института «Алгоритмы». Малый приз – «Кристальную вазу», а вместе с ней второе место, завоевал ансамбль СКБ завода им. Орджоникидзе, третье место занял ансамбль студентов-медиков «Рефлексы».
Что можно сказать о развитии бит-музыки в нашем городе? Количество ансамблей, которые приняли участие в фестивале, говорит о её популярности. Однако каждый ансамбль сталкивается в своей работе с немалыми трудностями. Во-первых, у нас не выпускаются пока необходимые инструменты, а самодельная аппаратура не позволяет добиться высокого качества звучания. Во-вторых, и это, пожалуй, главное,
композиторов – профессионалы практически не пишут музыку в стиле биг-бит. Не потому ли на фестивале часто можно было услышать недовольные высказывания насчёт того, что ансамбли зачастую перенимают зарубежные образцы. Правда, что касается ансамбля битлз, то он является основателем этого направления, и его произведения являются тем примером, на котором вначале надо учиться. Только хорошо выучив и освоив стиль, можно приступать и к созданию своего материала, что пока под силу немногим ансамблям.
Главная идея фестиваля – популяризация современной музыки, её лучших исполнителей, а так же эстетическое воспитание молодёжи, считай, выполнена. Можно надеяться, что после фестиваля как любители бит-музыки, так и исполнители, смогут более объективно отнестись к этому новому направлению в популярной музыке и избавиться от влияния многих, далеко не лучших её зарубежных образцов.
Ф. ОЗЁРНЫЙ.
Впервые в твоей исполнительской практике на тебя глядят тысячи внимательных глаз. Необходимо уметь владеть собой, чтобы не растеряться и не смутиться от случайной ошибки. Но студенты РТИ, видать, одинаково хорошо владеют и собой, и техникой исполнения.
НА СНИМКЕ: выступают представители радиотехнического института.
(Перевод с белорусского – Сергей Воронцов)
|