Битлз в советских периодических печатных изданиях 1972 года
Битлз в советских печатных изданиях

Последнее обновление 20 декабря 2022 года


Борис Малешевский
ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ – ЭТО НЕ ПРОСТО МОДА
журнал Огни Болгарии, София, 1972, № 9 (225), сентябрь, стр. ?.

[перепечатано: газета Циня, Рига, 1972, № 253 (9679), 28 октября, стр. 4, на латышском языке (с сокращениями)]
[перепечатано: газета За победу коммунизма, Лудза, 1972, № 141 (3852), 30 ноября, стр. 4, ил., на латышском языке]


Русскоязычный болгарский ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный журнал Огни Болгарии в те времена продавался в СССР по 20 копеек. Эта статья появилась в сентябрьском номере 1972 года (пока не найдена).
Латвийская газета Циня (Cīņa, что означает Борьба) являлась органом Центрального Комитета Коммунистической партии Латвии, Верховного Совета и Совета Министров Латвийской ССР и выходила на латышском языке. В ней статья появилась 28 октября 1972 года под названием GARI MATI IR NE TIKAI MODE VIEN. Ниже заголовка было указано: «No Ogņi Bolgariji» (что переводится как «Из "Огни Болгарии"»). Автор был тоже указан по-латышски – B. Maleševskis. В примечании (под первой колонкой) было сказано: Rakatu publicējam mazliet saīsinātu (Публикуем статью в слегка сокращённом виде).
Латвийская газета За победу коммунизма (Za Pobedu Kommuņizma или Par Komunisma Uzvaru – в шапке указывали одновременно оба варианта написания по-латышски) была органом Лудзенского райкома КП Латвии и районного Совета трудящихся и тоже выходила на латышском языке. В этом печатном издании публикация появилась без сокращений. В номере за 30 ноября 1972 года было размещено окончание статьи, которая имела заголовок GARI MATI NE TIKAI MODE VIEN (на одно слово меньше, чем в газете Циня, но что не влияет на перевод). Начало статьи было в предыдущем выпуске, но не содержало ничего, что относилось бы к битловской теме. Во второй же её части битлы упоминались несколько раз. В этой газете также было указано, что статья взята из журнала Огни Болгарии.
Надо отметить, что некоторые утверждения, изложенные болгарским автором, вызывают, мягко говоря, улыбку.


Пока не найдена
Статья из журнала Огни Болгарии
[Для увеличения статьи, кликните на изображение, затем на синий квадрат в правом нижнем углу]



Борис Малешевский. Длинные волосы – это не просто мода. Газета Циня (Рига) № 253 (9679) от 28 октября 1972 года, стр. 4, на латышском языке (с сокращениями) - упоминание Битлз

Статья из газеты Циня
[Для увеличения статьи, кликните на изображение, затем на синий квадрат в правом нижнем углу]



Борис Малешевский. Длинные волосы – это не просто мода. Газета Par Komunisma Uzvaru (Лудза) № 141 (3852) за 30 ноября 1972 года, на латышском языке - упоминание Битлз

Статья из газеты За победу коммунизма
[Для увеличения статьи, кликните на изображение, затем на синий квадрат в правом нижнем углу]



Нет смысла приводить перевод статьи из газеты Циня, так как она с сокращениями. А текст публикации из газеты За победу коммунизма за 30 ноября 1972 года на русском языке представлен ниже.


ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ – ЭТО НЕ ПРОСТО МОДА

(Окончание. Начало в номере 140)


Подпись к рисунку:
Длинноволосые в ЗАГСе:
– Скажите, кто из вас Анситис, а кто – Гриетина?

Понятно, что это произвольные и субъективные объяснения. Но есть и такие, что претендуют на научность.
Доктор-психолог Фред Браун, профессор психиатрии в больнице «Маунт Синал» в Нью-Йорке, утверждает, что мода на длинные волосы зародилась в начале 1960-х годов в лондонском районе «Сохо» среди местных гомосексуалистов. От них её переняли битлы. Именно участники этой известной эстрадной группы способствовали распространению «новой моды» в молодёжной среде.
Действительно, битлы надевали парики только во время концерта. Это делалось исключительно в рекламных целях – чтобы привлечь внимание публики, бросив вызов эстетическим вкусам, устоявшимся в обществе. Шумом, вызванным их поведением и внешним видом, битлы пытались привлечь на свои концерты больше людей.
Рекламный трюк битлов имел успех, о котором они даже не смели мечтать. Став кумирами определённой части молодёжи, они своей музыкой и сценическим поведением стали катализатором для тех, кто не мог смириться со стремлением к благополучию в буржуазном обществе. Длинные волосы стали символом недовольства существующей моралью, а иногда и символом аморфных бунтарских настроений. Такую причёску взяли на вооружение многие «ультралевые» – итальянские анархисты, голландские бунтовщики «прово», западногерманские и французские троцкисты, шведские маоисты. Причёска также стала отличительной чертой различных групп хиппи и обществ «братьев во Христе».
У некоторых западных социологов и психологов есть довольно своеобразное объяснение тому, почему мода на длинные волосы так быстро нашла столько последователей среди молодёжи. Доктор Браун пишет в «Журнале психологии», что эта мода является «научным признаком сближения между менталитетами мужчин и женщин или, другими словами, психического сближения между двумя полами».
Несомненно, «социальные и культурные факторы», вызывающие появление хиппи, хастлеров, «братьев во Христе» и им подобных, вместе с их бунтарской атрибутикой – амулетами, париками, бородами и скулами, странного цвета рубашками и брюками – чужды социалистическому обществу. Привнесённые извне, они дезориентируют и идеологически сбивают с толку молодёжь.
Поэтому вполне естественно, что наше общество отвергает эту страсть, которая является не просто модой. Более того, симптоматично, что никто, кроме телерадиокомпании «Свободная Европа», не пытается убедить нашу молодёжь в «революционном характере этой моды».


Б. Малешевский
(Из журнала «Огни Болгарии»,
сентябрь 1972 года)


(Перевод с латышского – с помощью электронных ресурсов,
в редакции Андрея Луканина)