«БИ ДЖИЗ»
В прошлом году трио «Би Джиз» приняло из рук «АББА» эстафету самой доходной группы в мире. Но если «АББА» взорвалась в мире шоу-бизнеса подобно сверхновой звезде, то «путь наверх» у братьев Джибб – Барри, Робина и Мориса – был очень долгим и порой зигзагообразным. Начали они выступать в родной Австралии ещё в 1959 году – как детский вокальный ансамбль. Там же в 1964 году вышла их первая пластинка. Затем братья переезжают в Англию, и на 1967–1968 годы приходится первый взлёт их карьеры: несколько пластинок-боевиков, репутация лучшей в мире эстрадной вокальной группы и даже титул «преемников «Битлз». Всё это продолжалось недолго. В 1969 году Робин Джибб решает сделать сольную карьеру, и трио распадается. Однако в качестве солиста успех Робина был скромен. Он возвращается к братьям – «Би Джиз» воссоединяются. Джиббы отказываются от услуг ударника Колина Петерсена (гитарист Винс Мелоуни ушёл от них раньше) и продолжают выступать уже только втроём. В дальнейшем, несмотря на регулярный выход пластинок, популярность «Би Джиз» падает. Братья переезжают в США. И к 1974-му году о трио уже почти не вспоминали. Его пасторальная музыка, построенная на сложном многоголосном пении, почти оперной виртуозности и гармониях времён биг-бита, представлялась поклонникам современной рок-музыки анахронизмом.
Но вот у «Би Джиз» появился деловой поводырь в лице менеджера Роберта Стигвуда. Под его руководством братья резко меняют ориентиры. В 1975 году в свет выходит их новая пластинка под символическим названием «Главный курс», определившая новое направление ансамбля. Этим направлением стала танцевальная музыка «диско». Названный стиль возник на основе негритянского «соул», и до вторжения «Би Джиз» исполнение его было прерогативой темнокожих исполнителей. Джиббы ничего не стали менять в схеме: они сами очень умело приспособились, стилизовались под манеру вокальных соул-ансамблей («Темптэйшнз», «Стайлистикс», «Фоур топс»…). Соответственно коренным образом была изменена и музыка. Хоровую вязь и мелодии а ля «Сержант Пеппер» (знаменитый альбом ансамбля «Битлз») заменили пульсирующий ритм ударных, поквакивающие гитары, оркестровые риффы.
Высокий профессионализм и удачные рекламные операции Стигвуда быстро выделили «Би Джиз» среди прочих диско-ансамблей. Уже первая песня «по новой формуле» – «Пустые разговоры» – стала боевиком. За ней последовали другие.
В музыку диско – как это всегда бывает на Западе с модными и «денежными» течениями – сразу ринулась масса музыкантов и певцов. Подавляющее большинство их, пережив период славы и популярности, спустя год-два исчезало (вспомним Барри Уайта, «Силвер Конвеншн», Глорию Гейнор). Это не удивительно, ибо музыкальная структура диско настолько примитивна и однозначна, что большинство танцевальных шлягеров удаётся отличить друг от друга исключительно благодаря ухищрениям аранжировщиков. В такой ситуации – топтания толпы на крохотном пятачке – особую ценность приобретает талант писать рудиментарные мини-мелодии, достаточно броские и характерные и в то же время умещающиеся в прокрустово ложе диско-формы. Барри Джибб и его младшие братья настолько преуспели в этом делании мелодий, что снабжают песнями многих диско-артистов (в основном из «Организации Роберта Стигвуда»).
Другая особенность Джиббов как авторов – относительная небанальность текстов многих их песен. Конечно, в них нет никаких поэтических откровений. Но всё же здесь перед нами предстают нормальные человеческие слова и чувства, что выгодно отличает их от навязчивого сексуального бреда диско-боевиков.
Танцевальные произведения «Би Джиз» в исполнении разных групп и солистов (не исключая и их самих) стали основой мюзикла «Лихорадка субботнего вечера». Одна из последних ролей братьев – в шоу по мотивам альбома «Битлз» «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», где они адаптируют песни своих бывших учителей.
Лично на меня «Би Джиз», особенно в их новом проявлении, не производят большого впечатления. В подтверждение этого обращусь к диску «Главный курс», выпущенному в прошлом году фирмой "Мелодия". Во-первых, при знакомстве с пластинкой создаётся впечатление, что слышал это уже много раз... Одни мелодические цитаты имеют конкретный адрес, другие «общие места» настолько заштампованы, что оригинал просто невозможно определить. Во-вторых, само исполнение (хотя и чистое, и профессиональное) какое-то расслабленное. Даже быстрые, ритмичные вещи слушаются с некоторой скукой. От этой исполнительской манеры страдают даже явно удачные композиции. Так, «Вечера на Бродвее» были «перепеты» певицей Кэнди Стейтон и её версия прозвучала намного ярче оригинала «Би Джиз».
И всё же боюсь выносить приговор «Би Джиз» как пустому коммерческому ансамблю – уж очень их любят... Может быть, в них всё-таки «что-то есть»? Жаль, что я не вижу...
А. Троицкий
|