БИЗНЕСМЕНЫ С ГИТАРАМИ
В мире рок-музыки этот ансамбль часто называют «супергруппой». С 1968 года, когда «Лед Зеппелин» («Оловянный дирижабль») впервые выступил в своём сегодняшнем составе, было продано свыше 10 миллионов их пластинок, зрелищные предприятия многих городов мира, где выступал ансамбль, побили все рекорды посещаемости. Сейчас «Лед Зеппелин» считается признанным законодателем так называемого «тяжёлого рока» и находится на вершине популярности в большинстве стран Запада. Одно из самых нашумевших выступлений «супергруппы» – концерты в знаменитом зале Нью-Йорка Мэдисон Сквейр Гарден, собиравшие почти по 30 тысяч зрителей. Даже тот, кто не получал места и был вынужден стоять в течение всего зрелища, именовался счастливцем, ведь у здания, оцепленного полицейскими машинами, оставалась толпа в несколько десятков тысяч человек – «неудачников».
В чём же причина столь ошеломляющего успеха «Лед Зеппелин», какова предыстория «супергруппы»?
Их четверо. Виртуозный гитарист Джимми Пейдж, вокалист Роберт Плант, Джон Джонс – бас-гитара и Джон Бонхэм – ударные.
Джимми Пейдж, ведущий участник ансамбля, славится своим молчаливым, спокойным характером. Все эмоции он бережёт для гитары – она для него, по собственному признанию, «средство самовыражения». Пожалуй, у этого исполнителя самая длинная предыстория. В 60-х годах Джим ездил по разным городам Англии, выступая в составе небольшого оркестра. Устав от постоянной жизни «на колёсах», он поступил в Лондонский художественный колледж, однако с гитарой расставаться не захотел, устроился играть по вечерам в музыкальном клубе. Безусловно одарённого музыканта заметили, посыпались приглашения из разных групп, и Джимми Пейдж твёрдо решил стать профессионалом. За несколько лет он сменил не один ансамбль, выступал, в частности, в составе знаменитого «Роллинг Стоунз». В 1968 году Джим начал подыскивать музыкантов для своего собственного ансамбля. Из разных коллективов пришли остальные трое участников, и в октябре того же года в прессе было объявлено о рождении группы, получившей название «Лед Зеппелин».
Первый же концерт в Лондоне принёс ансамблю огромный успех. О «Лед Зеппелин» появились восторженные статьи в буржуазной прессе, билеты на концерты стало достать практически невозможно. Тот, кто создавал шумиху вокруг «Лед Зеппелин» – музыкальные критики, владельцы концертных залов, студий и магазинов грампластинок – не ошиблись. Выступления и пластинки ансамбля в самом деле сулили крупные барыши.
Первый альбом группы – он получил название самого ансамбля – вышел в 1969 году. Он показал, что все участники группы обладают великолепной техникой. Однако сам стиль и манера исполнения были далеки от музыкальности «Биттлз» – ближайшего предшественника «Лед Зеппелин». Да и о какой музыкальности могла идти речь, если первый альбом «супергруппы» появился спустя месяц после создания ансамбля и был «сделан» за 30 часов! Но, как известно, последнее слово в странах Запада остаётся за рекламой. Она на средства не скупилась. Участников «Лед Зеппелин» назвали предвестниками революции в музыке, их песни – «новым направлением» и т.д. Пластинка разошлась мгновенно, принеся огромные доходы. Зато второй и третий альбомы группы были встречены сдержанно – в них «Лед Зеппелин» изменили своей обычной какофонии, обратясь к фольклору, что, разумеется, не понравилось проповедникам «музыкальной революции». Участникам ансамбля пришлось отстаивать свою репутацию выпуском следующей пластинки. Несмотря на успех, музыканты решили, что на сцене у них получается всё гораздо лучше и с тех пор записываются лишь раз в год. Зато постоянно гастролируют.
Выступления «Лед Зеппелин» трудно назвать обычным словом – «концерт». Скорее это сеансы одурманивания зрителей. И сверхмощная аппаратура, и необычная цветомузыка, и звучание инструментов на мало пригодных для человеческого уха частотах – всё это действует на зал не хуже наркотика. Может быть, именно в этом пластинки «Лед Зеппелин» «проигрывают» по сравнению с выступлениями на сцене.
В последнее время в творчестве «Оловянного дирижабля» наметился поворот к созданию более мелодичных произведений. Но это ни что иное как желание «идти в ногу со временем», удовлетворяя запросы меломанов, успешно сбывать свою продукцию на мировых музыкальных рынках.
Судьба «Лед Зеппелин», типична, таким образом, для многих коллективов Запада. Бесспорно талантливые музыканты этой группы хотя и не имеющие в своём творчестве чёткой социально-политической направленности, продолжают за миллионные прибыли потешать самого невзыскательного слушателя. Так гибнет, часто – не успев родиться, подлинное искусство в мире чистогана.
Л. БОБКОВА.
(По материалам
зарубежной печати).
|